26.11.2019

Аутстаффинг – что это такое?

Компаниям, работающим в разных отраслях, не всегда выгодно иметь в штате полный состав рабочих, отвечающих за те или иные функции. Иногда логично и удобно привлекать сотрудников на принципах аутстаффинга персонала. Это уберегает компанию от неудобств и сложностей. В некоторых случаях такой способ взаимодействия с сотрудниками помогает работать эффективно и без социальных или кадровых неурядиц. Что такое аутстаффинг, если говорить просто?

Аутстаффинг персонала – что это?

Это форма найма сотрудников, при которой они не включаются в штат компании-заказчика, но при этом выполняют для неё трудовые функции. Работники официально оформлены в штат компании-исполнителя. Организация, предоставляющая услуги, берет на себя ответственность за кадровые и социальные вопросы.

Определение следует из наименования. Слово образовано из «out», то есть «внешний» и «stuff» – персонал. То есть привлечение персонала извне, а не включение его в собственный штат.

Зачем он нужен?

Почему возникла такая форма взаимодействия? Если вспомнить многолетнюю историю, когда люди десятилетиями работают на одном месте, это приводит к ряду трудностей:

  1. Человек воспринимает рабочее место как «родной дом», коллектив – как своеобразную семью. Он приходит на работу не только выполнять свои трудовые обязанности, но и общаться, реализовывать какие-то побочные цели и интересы. Это снижает эффективность его именно как рабочей единицы.
  2. В штате может оказаться слишком много «мертвых душ» – людей, которые там числятся, но, по сути, не работают. Это отвлекает кадровые и финансовые ресурсы.
  3. В коллективе могут оказаться лица, которые саботируют деятельность предприятия. Например, требуют производить дополнительные выплаты, приостанавливать рабочий процесс, подают против компании в суд, инициируют проверки и т. д. А уволить их по условиям контракта нельзя.
Зачем он нужен аутстафинг?

Предприятие при наличии у него персонала становится социально ответственным. Оно обязано предоставлять условия для карьерного роста, проводить социально одобряемую кадровую политику. Это приводит к увеличению расходов, снижению КПД основной деятельности. Чтобы этого не произошло, можно не иметь штатных рабочих вовсе, а привлекать их извне.

Чем аутстаффинг отличается от аутсорсинга

Аутстаффинг – это услуга, при предоставлении которой исполнитель предоставляет заказчику людей для обеспечения деятельности. При аутсорсинге фирма-исполнитель обеспечивает кадрами предприятие. Например, можно заказать аутсорсинг бухгалтерских услуг. В этом случае исполнитель подберет необходимых специалистов, которые будут выполнять указанную в договоре деятельность в интересах заказчика. Результат оказания услуги – выполненное бухгалтерское сопровождение.

При аутстаффинге персонала — компания заказывает нужное число людей с той или иной квалификацией.

В обоих случаях работники оформлены в штат компании-исполнителя, работают в интересах компании-заказчика.

Интересно, что при аутсорсинге исполнитель предоставляет работников, которых подыскивает сам под поставленные задачи. Весь персонал может быть изначально нанятым заказчиком, но затем переведенным в штат аутстаффера.

Преимущества

Плюсы такой работы для фирмы-заказчика очевидны:

  1. Минимизация ответственности, финансовых потерь, связанных с дополнительные выплатами, например, «парашютами» при увольнении.
  2. Отсутствие необходимости ведения социально ориентированной кадровой политики.
  3. Оптимизация штатного расписания, отсутствие текучки кадров.
  4. Привлечение специалистов на временной и сезонной основе гораздо удобнее.
  5. Все кадровые вопросы берет на себя исполнитель. Это обучение и подбор персонала, заполнение непопулярных вакансий, общение с рабочими их увольнение и т. д.
  6. Возможность принятия непопулярных среди работников кадровых решений, необходимых для успешной деятельности.
  7. Снижение расходов, так как взаимодействие с сотрудниками строится на условиях аренды, а не трудовых отношений.
аутстафинг

Создается впечатление, что аутстаффинг – это выгодно только для работодателя. На самом деле, такая форма трудоустройства приносит выгоду и наемным рабочим.

Плюсы для сотрудников:

  1. Социальная защищенность, так как они числятся в штате фирмы-исполнителя. Они официально наняты и оформлены, получают заработную плату и социальные выплаты, за них уплачиваются налоги, им предоставляются все гарантии в соответствии с трудовым законодательством.
  2. Если заказчик не нуждается более в его услугах, сотрудника не увольняют, он не ищет самостоятельно новую работу. Этим занимается его работодатель.
  3. Если работник – специалист более высокой квалификации или с большим функционалом, чем требуется заказчику, ему будет предложено более адекватное рабочее место.

Минусы такого вида сотрудничества

Для некоторых предприятий личная заинтересованность персонала может быть выгодна. Не стоит сбрасывать со счетов традиции, трудовые династии, преемственность поколений. Также недостаток аутстаффинга в том, что к такой форме трудовых отношений существует стойкое неприятие со стороны работающих. Люди понимают, что предприятие, на которое они работают, не несет никакой ответственности перед ними.

Ещё один возможный недостаток – пробелы в законодательстве, которые пока существуют. Услуги предоставляются на основании договора, в котором прописаны требования к работникам, указаны оплата труда и иных выплат, комиссия организации. Указываются также перечень и объем выполняемых работ, время предоставления услуг. В ходе реализации такого договора составляются акты о выполнении работ, прописанных в договоре. Но при этом отношения заказчика и аутстаффера или заказчика и работников не регулируются больше ничем. При трудовых отношениях в рамках трудового договора стороны более защищены в юридическом плане.

Несмотря на минусы, за сотрудничеством такого типа — будущее. Всё больше компаний закрывают таким образом свои кадровые потребности. Главное – найти надёжного аутстаффера.