23.07.2024

Этичное и профессиональное увольнение. Как правильно увольнять?

В любой организации рано или поздно возникает необходимость расставаться с сотрудниками. Увольнение — это всегда сложный и болезненный процесс как для работодателя, так и для работника. Однако, если подойти к этому вопросу профессионально и с уважением, можно минимизировать негативные последствия и сохранить хорошую репутацию компании.

Так, например, в 2020 году, в разгар пандемии COVID-19, в Airbnb столкнулись с необходимостью сократить около 25% своего персонала. Компания подошла к этому процессу прозрачно и с уважением. Генеральный директор компании лично уведомил сотрудников о предстоящих сокращениях через открытое письмо, объяснив причины увольнения, критерии принятия решения и последующие шаги для поддержки сотрудников. Также в компании для уволенных сотрудников запустили внутренний портал с вакансиями от партнеров Airbnb, предоставили им карьерные консультации и выплатили выходные пособия и компенсации.

Щедрые выходные пособия и бенефиты для поддержки своих сотрудников обеспечивают и в IBM. Компания предоставляет доступ к программам переподготовки и повышения квалификации, предлагает уволенным сотрудникам услуги профессиональных карьерных консультантов, которые помогают с составлением резюме, подготовкой к интервью и поиском новых возможностей.

Такую же практику использует и Microsoft. Там предлагают программы по обучению новым навыкам, чтобы сотрудники могли адаптироваться к новым требованиям рынка труда. Уволенным сотрудникам предоставляют письма-рекомендации и помогают с профессиональными контактами. А благодаря услуге аутплейсмент, Microsoft предоставляет доступ к внешним агентствам, которые помогают сотрудникам с поиском новой работы.

Опыт мировых компаний показывает, что для того, чтобы увольнение сотрудников прошло этично и профессионально, следует придерживаться основных принципов.

Честность и прозрачность.

Беседа об увольнении должна быть проведена лично, в приватной обстановке. Озвучивайте четкие и объективные причины для увольнения, подкрепленные фактами. Избегайте долгих предисловий и двусмысленностей. Проявите к сотруднику уважение и эмпатию, выслушайте его точку зрения и дайте возможность высказаться. Это поможет смягчить негативные эмоции и снизить уровень стресса. Покажите человеку, какие перспективы и новые возможности могут открыться перед ним после увольнения. Обязательно позаботьтесь о том, что бы ваши действия соответствовали законодательству.

Организация увольнения.

На этом этапе важно правильно оформить все необходимые документы в соответствии с нормами законодательства, учитывая социальные защиты.

Рассчитайте и выплатите все причитающиеся сотруднику суммы, включая выходное пособие, компенсацию за неиспользованный отпуск и другие выплаты и бенефиты, которые предусмотрены в компании.

Поддержка и прощание.

Достойное прощание с сотрудником также требует внимания:

  • организуйте небольшую прощальную встречу, чтобы выразить благодарность за работу. Это поможет сохранить позитивное впечатление о компании;
  • предоставьте уволенному работнику письмо-рекомендацию, которое поможет ему в поиске новой работы;
  • предложите сотруднику помощь в переходный период, например, курсы повышения квалификации или переквалификации. Обсудите другие возможные варианты поддержки, которые может предоставить компания;
  • предоставьте услугу аутплейсмента, которая подразумевает помощь уволенным сотрудникам с поиском новой работы, составлением резюме и подготовкой к собеседованиям.

Smart Solutions успешно практикует услугу аутплейсмента для своих клиентов. Мы консультируем сокращаемых сотрудников и оказываем им помощь в трудоустройстве. Тем самым помогаем компаниям этично и корректно прекратить трудовые отношения, сохранить репутацию и положительный образ работодателя, а в будущем иметь возможность возобновить сотрудничество с работником, в случае необходимости.

Наша компания имеет множество положительных кейсов, в частности в Украине, где в результате профессионального увольнения сотрудников и последующей помощи в трудоустройстве, у них оставалось положительное отношение к работодателю, несмотря на неприятное известие о сокращении. Ведь благодаря полученной помощи и рекомендациям от наших профессионалов, такие сотрудники обычно быстрее находили новую работу, что позволяло избежать негатива с их стороны в адрес компании.

Этичное и профессиональное увольнение — важный аспект управления персоналом, который требует тщательной подготовки, профессионализма и внимания к деталям. Следуя указанным выше рекомендациям, можно минимизировать негативные последствия, сохранить репутацию компании и поддержать уволенного сотрудника в сложный для него период.


Смотрите также