HR-менеджер: обязанности, требования и компетенция
Меняются времена, а вместе с ними наша жизнь, мы сами и профессии. В периоды, когда бизнес переживает тяжелые времена, работодатели нуждаются в специалистах высокого уровня. Только тогда возможна эффективная работа и качественный результат всех подразделений компании.
Подбор персонала должен проводить специально обученный этому сотрудник. Если раньше кадровик занимался только делопроизводством, то на данный момент работа с персоналом включает в себя и ряд других аспектов: обучение, аттестация и мотивация сотрудников, создание кадрового бренда компании и корпоративной культуры. Профессия 21 века — HR-менеджер.
Кто такой HR-менеджер
Аббревиатура HR (human resources) означает «человеческие ресурсы». По сути HR-менеджер — это человек, управляющий этими самыми ресурсами. Успех и прибыль компании зависят от сотрудников, которых отберет, обучит и замотивирует HR-менеджер. В больших организациях (холдинги, корпорации) существует несколько отделов, работающих с персоналом. В каждом, обычно, работают специалисты, обязанности которых четко распределены:
- рекрутер;
- кадровик-делопроизводитель;
- управляющий. Следит за эффективностью работы (премирует или штрафует);
- тренинг-менеджер. Проводит тренинги, обучает персонал.
Руководство отделами осуществляет HR-директор.
В небольших организациях работу нескольких отделов выполняет один человек — HR-менеджер.
Отличия HR-менеджер от рекрутера
Всем знакомо выражение «кадры решают все». Так вот рекрутер — человек, который обеспечивает этими кадрами компанию, отвечает за подбор персонала. В его задачу входит подобрать кандидатуру в соответствии с требованиями, заявленными работодателем. Он может быть штатным работником или сотрудником кадрового агентства. Рекрутинговая компания Smart Solutions — ведущий провайдер HR-услуг, решает все вопросы в сфере управления персоналом. Штатная должность рекрутера есть в организациях, где наблюдается большая текучесть или в компаниях, которые только создались и коллектив находится в стадии формирования. Обязанности рекрутера заканчиваются, как только он подберет работников, в редких случаях поможет им адаптироваться в новом коллективе.
HR-менеджер — более широкое понятие. Он решает комплексные задачи управления персоналом:
- определяет кадровую политику;
- организует слаженную работу коллектива;
- проводит обучение персонала;
- внедряет систему эффективной адаптации новых кадров;
- предотвращает «текучку» (мотивация сотрудников).
Что должен знать и уметь менеджер по персоналу
Менеджмент персонала — сложное направление управленческой деятельности.
Широкий круг обязанностей и требования, предъявляемые к этому специалисту, предполагают обширный перечень знаний и умений. Помимо этого важны и личностные характеристики, даже обаятельная внешность.
К основным требованиям относятся:
- высшее образование. В принципе оно может быть любого профиля (экономическое, юридическое, социологическое, педагогическое, торговое), но обязательно глубокое;
- знание нормативных актов по ведению делопроизводства;
- навыки обращения с компьютером (выше базовых);
- знание специфики компании, ее нюансов;
- знание методики и способов привлечения сотрудников;
- умение находить выход в любых ситуациях, разрешать конфликты.
Моральные качества не менее важны. Менеджер по управлению персоналом должен легко находить с людьми общий язык, свободно общаться. Важно умение выслушать работника, даже дать совет. Авторитетность, «жесткость» в некоторых вопросах, объективность, организаторские способности, проницательность — далеко не все качества, которыми должен обладать профессионал по работе с персоналом.
Представительный вид, четкая речь, спокойный убедительный голос — это дополнительный плюс в копилку ваших качеств.
Плюсы и минусы профессии
Эта профессия актуальная, нужная практически в любой сфере, на нее постоянный спрос. Она интересная и нескучная, особенно для людей с навыками лидера. Предполагает постоянное саморазвитие, знакомство с новыми людьми, приобретение полезных связей. Ну, и конечно, важное преимущество — достойная оплата (выше среднего уровня).
Несмотря на всю привлекательность, есть и недостатки. Это, во-первых, широкий круг обязанностей и большая ответственность, как и в любой сфере управления. А во-вторых, это пресловутый «человеческий фактор». Вам не всегда придется общаться с приятными и приветливыми людьми, часто нужно разрешать конфликтные ситуации, становиться участником неприятных процедур (сообщать о наложенных штрафах или увольнении).
Как стать HR-менеджером
При приеме на эту должность высоко ценится опыт работы с людьми. Желательно набраться его еще на стадии обучения в ВУЗе. Желательно высшее образование на уровне магистра, но, в принципе, можно начинать и с диплома бакалавра. Нужно знать трудовое законодательство, делопроизводство, принципы корпоративной психологии, основы менеджмента и социологии.
В идеале, если вы закончите высшую школу по специальности «управление персоналом». Хотя нужно учитывать, что для этой работы нужно постоянное самообучение.
Где обучаться
Освоить профессию помогут онлайн курсы. Информация собрана в удобном формате. Начать зарабатывать можно в процессе обучения. Секретами работы поделятся опытные преподаватели на собственных примерах. Эти курсы не на год или два, вы сами можете выбрать темп обучения.
Зарплата и карьерный рост
Карьеру чаще начинают с должности рекрутера. Новички без опыта работы, но с основными знаниями и желанием работать могут рассчитывать на зарплату от 35 тыс. рублей. С опытом работы не менее одного года вам будет предложена зарплата от 50 тыс. рублей, но и требования возрастут. Кроме знаний трудового кодекса, владения компьютером, должны понимать сферу деятельности компании и закрывать за год не менее 15 вакансий.
Зарплата в Москве и Санкт-Петербурге до 250 тыс. рублей. Управленцы из других регионов могут рассчитывать на эту вакансию при удаленной работе.
HR-менеджер может стать предпринимателем — организовать кадровое агентство и предоставлять услуги по трудоустройству и обучению персонала.
Удачи!