Методы привлечения сотрудников в организацию
Процесс поиска кадров будет эффективным, если знать, какие методы подбора персонала существуют, как они применяются на практике. Эти знания помогут привлечь к работе «правильных» сотрудников — талантливых, инициативных. На данный момент конкуренция ужесточается не только в бизнесе, но и на рынке труда. Если у работодателя непривлекательный «кадровый» бренд (миссия, корпоративная стратегия, кадровая политика), ценные сотрудники не пойдут работать в такую компанию.
Что такое методы привлечения персонала в организацию
Методы подбора сотрудников — это определенные способы приглашения на работу. Компании, в которых вакансии появляются регулярно, постоянно сталкиваются с трудностями подбора новых людей. Работодатель должен понимать, что место, где следует искать работника зависит от предлагаемой должности.
Есть ряд организаций, для которых подбор персонала не является приоритетной задачей, так как свободных рабочих мест попросту нет. Это связано с хорошими отзывами о компании. Человек стремится работать там, где он будет чувствовать себя комфортно, поэтому кандидаты заваливают организацию своими резюме. Чтобы закрыть вакансию, нужно сначала подобрать метод поиска кандидата, а затем способ его привлечения.
Активные и пассивные методы привлечения: обзор
Выбор метода поиска кадров зависит от ряда факторов: какая должность предлагается, сколько требуется человек, какие к ним предъявляются требования. Непрофессиональный подход к подбору сотрудников может привести к негативным последствиям: срыв сроков выполнения работ, падение прибыли, нарушение ритма рабочих процессов. Вам опять придется искать новых людей, затрачивая время и средства. Методы поиска могут быть активные и пассивные. В случае, если на рынке труда спрос на квалифицированную рабочую силу превышает ее предложение, то прибегают к активным методам, чтобы успеть «перехватить» сотрудника. Когда предложение рабочей силы на рынке труда превышает спрос на нее, прибегают к пассивным методам поиска.
Активные методы привлечения персонала из внешних источников
Активные методы предполагают разные способы привлечения сотрудников. В первую очередь, это вербовка — организация налаживает контакты с теми, кто интересует ее в качестве потенциальных работников. Она проводится по-разному.
В учебных заведениях. Крупные компании довольно часто приглашают на работу выпускников ВУЗов, не имеющих опыта и стажа работы.
У конкурентов. Их находят по личным контактам, по базам данных.
На биржах труда (государственных центрах занятости). Благополучное государство заинтересовано в повышении уровня занятости населения. Биржи труда – специализированные службы, формирующие свои базы данных, подбирают людей для крупных организаций. Минус этого способа: число претендентов, обращающихся в центры занятости, небольшое.
Через посреднические фирмы (кадровые агентства). Агентства, занимающиеся подбором персонала, постоянно расширяют свои базы данных. В поиске кандидата ориентируются на требования работодателя. Они могут заниматься массовой подборкой сотрудников, или искать для организации конкретно руководителей, менеджеров. Профессиональным подбором персонала с использованием авторских методик занимается рекрутинговая компания Smart Solutions.
По рекомендации. Этот метод привлечения сотрудников известен давным-давно. На работу берут по рекомендации родственников, друзей, знакомых, по звонку «сверху» или по просьбе «нужного» человека. Это так называемое «кулуарное» привлечение. Этот способ действенный для небольших компаний. Риск, конечно, есть — можно принять на работу специалиста недостаточной квалификации.
Реклама в СМИ. Это наиболее распространенный способ поиска кадров. Объявления о вакансиях организация размещает на телевидении, в печатных изданиях или в интернете (на специальных сайтах, корпоративном сайте компании). Кандидаты звонят по контактному номеру и приходят на собеседование.
Прямая работа с потенциальными сотрудниками. Специалисты компании общаются с кандидатами, которые заняты поиском работы самостоятельно, без обращения в кадровые агентства. Они сами звонят, чтобы узнать, есть ли вакансии или направляют свое резюме. Обычно обращаются в те компании, которые хорошо себя зарекомендовали на рынке.
Организация презентаций, участие в ярмарках вакансий. На презентациях бывает много случайных прохожих, которые ищут подработку. Ярмарки вакансий, как правило, организуются для людей массовых специальностей, которые хотят найти хоть какую-то работу или поменять свою.
Праздники, фестивали. Их организовывают с целью привлечь работников высокой квалификации, в которых заинтересована конкретная компания.
Дополнительные активные методы привлечения сотрудников — это размещение объявлений о приеме на работу в транспорте, распространение листовок с предложениями вакансий.
Пассивные методы привлечения персонала из внутренних источников
Внутренние источники – это кадры самой организации. Пассивный поиск не требует времени и вложения средств. При появлении вакансии ее может занять сотрудник, который на данный момент занимает нижестоящую должность (горизонтальная ротация). Если внутренний кадровый резерв недостаточен, то можно предложить сотрудникам порекомендовать открытую вакансию своим друзьям, знакомым, привлечь бывших коллег. На открытую вакансию можно объявить внутренний конкурс. Перечень предлагаемых должностей рассылается сотрудникам на электронную почту. Карьерного роста может добиться любой желающий. Недостаток такого метода – ограниченный выбор претендентов.
Способ привлечения сотрудников с помощью бренда работодателя сочетает активные и пассивные методы. Работодателю нужно изначально продвинуть компанию, вложив силы и средства, а затем получить результат. Известный кадровый бренд привлекает, в первую очередь, ценных сотрудников, которые сами будут предлагать свою кандидатуру.
Даже если вы работаете в малом, среднем бизнесе, не стоит останавливать свой выбор на средних специалистах, всегда есть возможность найти лучших.