Рекрутмент
Процесс подбора сотрудников на предприятия претерпел серьезные изменения. Сейчас он проходит не так, как во второй половине 20 столетия. Для найма используют американские и европейские технологии рекрутмента. Этот термин слышали многие люди, но не все они понимают, что такое явление рекрутмента и в чем оно заключается.
Ничего необычного за этим определением не скрывается. Оно подразумевает поиск кандидатов на должность, отсеивание претендентов для выявления профессионалов, наем работников и их адаптацию на новом месте.
Кто занимается рекрутментом
У большинства крупных предприятий есть собственные отделы кадров, в обязанность которых входит поиск работников на свободные вакансии. Это структурное подразделение знает потребности компании и быстро находит подходящий персонал. Но при большой нехватке сотрудников рекрутер может не справляться со своими задачами. В таких случаях лучше обратиться в рекрутинговое агентство.
То же самое можно сказать и о небольших фирмах. В маленьких организациях поиском работников занимается сам руководитель или его доверенное лицо. Ни один из них не имеет соответствующей подготовки и может совершить серьезные ошибки при выборе кандидата. Поэтому компаниям без собственного HR-отдела будет выгодна помощь специализированного агентства.
Кроме внутренних отделов кадров, рекрутментом занимаются:
- Кадровые агентства. В их случае рекрутмент — это поиск сотрудников такого профиля, который укажет заказчик.
- Сайты по поиску работы.
- Кадровые агентства, работающие в конкретных нишах.
- Хедхантеры — люди, занимающиеся переманиванием ценных сотрудников из других организаций.
Каким бывает рекрутмент
Существует два вида рекрутмента: внутренний и внешний. Под внутренним подразумевается заполнение рабочих мест за счет сотрудников предприятия или по их рекомендациям. Внешний рекрутмент основан на привлечении персонала со стороны. Для этого используются следующие инструменты:
- Публикация объявлений в интернете и печатных СМИ.
- Поиск соискателей по базам данных. Базы данных есть у кадровых агентств. К ним можно получить доступ после заключения договора с агентством.
- Привлечение студентов выпускных курсов из ВУЗов и средне-специальных учебных заведений. Студенты обходятся нанимателям намного дешевле, чем профессионалы со стажем работы.
- Переманивание сотрудников из других организаций. «Охотой за головами» занимается не каждое кадровое агентство, ведь для переманивания профессионала недостаточно предложить ему большую зарплату. Такие работники уже хорошо зарабатывают и имеют неплохую должность. Немногие из них хотят что-то менять. Поэтому надо найти тонкий психологический подход к кандидату и убедить его в целесообразности перемен.
Кроме перечисленных инструментов подбора персонала, современный рекрутмент использует и другие творческие методы. Например, изучение страничек пользователей и тематических групп в социальных сетях. В социалках можно найти полную информацию о кандидатах, пообщаться с пользователями, отобрать соискателей, подпадающих под требования заказчика, и сделать им выгодные предложения.
Порядок проведения рекрутмента
Процесс подбора кандидата на должность включает в себя двенадцать этапов:
- Составление списка профессиональных и личных качеств, которые должны быть у будущего сотрудника. Помимо этого, нужно учитывать и потребности соискателей. Ведь рекрутмент персонала — это взаимодействие работодателя и будущего работника. Если кандидату не понравятся предлагаемые заказчиком условия, он откажется от сотрудничества.
- Поиск места обитания потенциальных претендентов на должность. Многие компании используют устаревший метод поиска кандидатов. Они дают объявление о свободной вакансии в газете или в интернете. Но это объявление может остаться незамеченным, если претендент не читает подобных изданий. Поэтому лучше сразу выявить пути взаимодействия с потенциальными работниками.
- Создание имиджа компании. Работа в организации должна быть желанной для целевой аудитории, иначе соискатели не станут обращаться в компанию.
- Реклама вакансий в тех местах, где часто бывают соискатели. При этом кандидаты должны находиться в активном поиске работы, а условия нанимателя должны соответствовать их требованиям к новой должности.
- Поиск пассивных кандидатов. Под пассивными кандидатами подразумеваются уже работающие профессионалы. С ними нужно наладить связь и предложить выгодные условия перехода в новую фирму.
- Предоставление соискателям информации об организации. Прежде чем предлагать свою кандидатуру, потенциальный работник постарается найти информацию о будущем месте работы. Если в открытом доступе нет данных о работодателе, соискатель не рискнет начинать с ним сотрудничество. Поэтому нужно создать официальный сайт фирмы и опубликовать данные о ней в социальных сетях, СМИ и на других площадках.
- Прием заявок от претендентов. Менеджеры кадровых агентств знают, что в рекрутменте это один из важных этапов. Следовательно, надо упростить процедуру подачи заявок, чтобы у кандидатов не сложилось негативное мнение о будущем работодателе.
- Сортировка анкет по вакансиям (если рассматривается сразу несколько рабочих мест).
- Предварительный отбор соискателей. Если претендентов очень много, собеседование можно проводить по телефону, в скайпе и на групповых встречах.
- Окончательный отбор будущего работника и проверка предоставленных им данных.
- Составление договора и зачисление в штат сотрудника. Условия договора должны удовлетворять запросам обеих сторон.
- Адаптация коллеги на новом месте работы.
Вы узнали про рекрутмент: что это простыми словами и как он работает. Воспользуйтесь современными методами подбора работников на свое предприятие. Это поможет вам отобрать лучших кандидатов, способных справиться с возложенными на них обязанностями.