Что такое личный бренд?
Понятие «бренд» известно любому покупателю товаров и услуг. Но большинство людей видит за этим словом крупную компанию, которая рекламируется по телевизору, радио или в транспорте. Они не знают, что существует такое определение, как личный бренд. Оно позволяет продвигать персональные услуги и получать индивидуальные предложения от клиентов.
Что значит личный бренд и как он работает
Наверняка вы неоднократно слышали о таком человеке, как Стив Джобс. Вы знаете, что он был основателем компании Apple и сделал ее продукцию известной во всем мире. Вам также известно, что смартфоны этой фирмы считаются самыми качественными и функциональными, даже при условии, что вы никогда не пользовались этими гаджетами. То есть личный бренд подразумевает известность человека и его репутацию в определенных кругах. Без хорошей репутации вас не будут рекомендовать другим людям.
Персональный бренд не обязательно должен быть всемирно известным. Вы можете считаться экспертом только в своей отрасли или городе. Даже в этом случае вас будут приглашать на работу сначала в качестве временного персонала, а затем и на вакантные должности с хорошим окладом.
Можно рассмотреть более скромный пример личного бренда, чем Стив Джобс. Допустим, в вашем городе есть юрист, получивший репутацию эксперта. Он справляется со сложными задачами клиентов и легко отстаивает их права. У такого юриста посетители выстраиваются в очередь. При этом консультация у него стоит больше, чем у других специалистов (хотя они тоже могут быть экспертами, но без раскрученного имени). То есть личный бренд вызывает доверие у потребителя услуг и желание платить за качество и компетентность.
Если в вашей отрасли много конкурентов или оплата труда зависит от известности специалиста, значит вам надо развивать персональный бренд. Рекламирование имени поможет повысить конкурентоспособность ваших услуг и найти новых клиентов (или получить выгодное предложение о работе в компании).
На чем базируется личный бренд
В основе персонального бренда лежат следующие характеристики специалиста:
- Профессионализм в конкретной отрасли. Вы можете притвориться экспертом в какой-либо работе, но у вас не получится долго обманывать клиентов. Они утратят доверие, если вы не подкрепите его профессиональными достижениями.
- Хорошая репутация. Для достижения узнаваемости нужно ориентироваться не только на внутреннюю репутацию в компании. Вы должны повышать свой рейтинг и во внешних профессиональных объединениях.
- Личностные особенности. Каким бы хорошим вы ни были специалистом, к вам не будут обращаться люди, если вы неадекватны и не умеете адаптироваться в обществе. Хорошую вакансию вам предоставят только в том случае, если вы легко вливаетесь в коллектив и осваиваете новые обязанности.
- Узнаваемость как эксперта.
Этапы продвижения персонального бренда
В первую очередь вам нужно усвоить, что рекламировать себя раньше времени нельзя. Сначала надо продумать образ, который послужит фундаментом личного бренда. Если этого не сделать, вы не добьетесь успеха и рискуете испортить свою репутацию. Поэтому развивайтесь упорядоченно, делая шаг за шагом. Порядок вашего продвижения может включать в себя следующие этапы:
- Поиск ниши. Выбирать нишу нужно по личной компетентности, спросу, уровню конкуренции, прибыльности и другим критериям.
- Создание сайта. На сайте должна быть подробно изложена информация о вас, как о специалисте, и о предлагаемых услугах.
- Активное общение в социальных сетях. Сделайте так, чтобы страницы подчеркивали вашу уникальность и экспертность. Вступайте в профессиональные группы и создавайте свои. Добавляйте друзей в социальных сетях. Только не стоит принимать все подряд запросы. Вас должны интересовать лишь профессиональные отношения. Если вы владеете иностранными языками, вступайте в международные сообщества. Отвечайте на вопросы в социалках и обсуждайте интересные темы. Выступайте на онлайн-конференциях и делайте все для того, чтобы люди запомнили ваше имя.
- Написание статей на профильных ресурсах. Если вас пока еще не берут автором в раскрученные издания, зарегистрируйте свой блог или канал и публикуйте там статьи. Помните, что вам не нужен блог «обо всем». Вы должны проявить свою экспертность в профессиональной среде.
- Поиск профильных тем на форумах и участие в дискуссиях.
- Написание и публикация книг.
- Оказание бесплатных услуг для рекламирования своего имени. Например, вы можете консультировать клиентов бесплатно 1-2 раза в месяц в выходной день. Также вам будет полезно проводить иногда вебинары для обучения менее опытных представителей вашей профессии.
На вебинарах, в социальных сетях и на сайте можно делиться с людьми информацией о том, как вы начинали работу и с какими сталкивались трудностями. Подобные истории вызывают доверие у читателей. Рассказывайте о своих успехах и достижениях. Обязательно придумайте профессиональную речевку, которая станет вашим лозунгом и будет помогать в продаже услуг или товаров. Создайте линейку товаров, соответствующих запросам клиентов.
Проделав эту работу, вы наработаете устойчивую репутацию. Она будет состоять из рекомендаций и отзывов клиентов, а также из примеров завершенных проектов. Эти инструменты станут доказательствами вашей экспертности и помогут вызвать доверие у людей. В первое время вы можете не достичь явных результатов. Но даже в этом случае вы будете выгодно выделяться на фоне конкурентов.
Что вам даст личный бренд
Раскрученное имя позволит вам:
- Снизить стоимость привлечения клиентов. Неизвестному специалисту приходится платить за рекламу, чтобы найти покупателей или заказчиков услуг. Вам же не нужно будет рекламировать себя за деньги. Клиенты станут приходить самостоятельно. Например, потенциальному заказчику потребуется разработка сайта. Он позвонит знакомым, у которых уже есть сайты, и попросит порекомендовать веб-разработчика. В результате ему бесплатно дадут ваши координаты. Получается, что вас выберут за счет «сарафанного радио», которому известно нашумевшее имя.
- Повысить лояльность клиентов. Вам не придется доказывать каждому заказчику свои преимущества. Люди и так о них узнают.
- Увеличить стоимость услуг и расширить клиентскую базу. У вас будет много клиентов, готовых платить крупные суммы за услуги.
Вывести в топ персональный бренд можно как за один год, так и за несколько лет. Чем больше вы уделите времени работе над этой задачей, тем быстрее добьетесь результата.